Коленчатый вал один из дорогостоящих элементов поршневого насоса. Он преобразует вращательные движения, чтобы преобразовать возвратно-поступательные движения поршня.
Шатун важная часть бурового насоса, так как его нижняя (кривошипная) головка соединяется с коленчатым валом и верхняя (поршневая) головка соединяется со штоком для передачи мощности и совершает 2 вида движения круговое и возвратно-поступательное, что приводит к постоянным высоким нагрузкам во время работы бурового насоса.
Коленчатый вал и шатуны редко нуждается в техническом обслуживании или замене, кроме случаев эксплуатации насоса без масла или с использованием сильно загрязненного масла. На неисправность вала и шатунов указывают стуки или чрезмерная температура кожуха насоса.
Ниже описаны этапы действий по обслуживанию и замене вала и шатуна на примере промывочного насоса FMC W11:
- Отсоединить трубопроводы от клапанной камеры.
- Снять насос с его монтажной рамы и поместить на верстак или иное удобное место для обслуживания силовой части.
- Поставить емкость под сливную пробку на приводной части и снять ее, слить масло из приводной части. Так же следует подложить пару подставок 2х4 под приводную часть насоса.
- Снять 8 гаек со шпилек.
- Сдвинуть 3 зажима крышек со шпилек. Снять 3 крышки с клапанной камеры.
- Снять клапанную камеру с насоса.
- Заменить клапана (смотри статью «Рекомендации по обслуживанию нагнетательно части насоса и клапанов»). Для удобства и экономии времени следует проводить замену клапанов, поршней и других изношенных деталей во время разборки насоса.
- Снять поршневые манжеты и уплотнения цилиндра (смотри статью «Как правильно диагностировать что поршни требуют замены и заменить их»)
- Вытянуть цилиндры.
- Ослабить гайку сальника штока.
- Снять втулку сальников штока и сами сальники (смотри статью «Что такое сальники штока? Как выявить их неисправность и заменить?»)
- Снять винты с головкой под ключ, шайбы, крышку и прокладку с силового части насоса.
- Снять 3 винта под ключ 1/2” – 13 х 1/4”, крышки опорных подшипников шестерни и прокладки с каждой стороны корпуса насоса.
- С помощью деревянного бруска и молотка извлечь вал шестерни из корпуса насоса, если вал шестерни или подшипники требуют замены.
- С помощью пресса и подходящих брусков снять подшипники с вала. Если вал шестерни или подшипники не требуют замены, то этапы 14 и 15 не требуется проводить.
- Снять винты с головкой под ключ 1/2” – 13 х 1/4” с центральной части крышки подшипника коленчатого вала.
- Подложить опорные деревянные бруски под коленчатый вал и редуктор для предотвращения повреждений в результате падения при снятии крышек корпусов подшипников.
- Снять 3 винта с головкой под ключ, которые удерживают корпус подшипника коленчатого вала с каждой стороны корпуса насоса.
- Вставить нарезной болт 1/2” – 13 длиной около 100 мм в отверстие в центе каждого корпуса подшипника и поворачивать винт.
- Снять гайки шатуна, отсоединить бугель шатуна и вкладыши и нанести на них разметку. Проверить подгонку и пометить каждый шатун для совмещения во время повторной сборки насоса. Несоблюдения этого условия может привести к повреждению шатунов.
- Извлечь коленчатый вал через отверстие для подшипников в корпусе.
- Извлечь шатун и узлы ползунов из корпуса, размещая детали таким образом, чтобы можно было их установить при повторном сборе в то же отверстие, из которого они были вынуты.
- Извлечь 2 стопорных винта, используемых для фиксации пальца штока в узле ползуна и снять палец.
- Вытолкнуть втулки и заменить их новыми в случае необходимости. Установить втулки в положении 3,17 см плюс 0,0025-0,000.
- С помощью съемника снять кольца подшипников с коленчатого вала.
- Проверить подшипники вала в отношении чистоты, наличия пятен ржавчины при вращении, видимых признаков износа или повреждений, люфта между внутренним и внешним кольцами подшипника. Все поврежденные подшипники, а также подшипники, снятые с вала, должны заменяться новыми подшипниками. Если один подшипник неисправен, лучше всего заменить оба подшипника, даже если на втором подшипнике отсутствуют признаки повреждения
- Проверить вал на наличие повреждений. Чрезмерное задирание или выкрашивание вала указывает на необходимость замены.
- Проверить шатуны на наличие повреждений. Чрезмерное задирание или выкрашивание шатунов указывает на необходимость замены.
- Проверить ползуны и заменить их при очевидных признаках износа.
- Очистить все детали с использованием растворителя и нанесите тонкий слой масла (сорт SAE 30) перед монтажом.
- Тщательно очистить колпак корпуса в растворителе и высушить продувкой.
- Установить новые подшипники на место.
- Заново собрать узлы ползунов и шатуны. Установить оба стопорных винта для фиксации пальцев и внутренний винт в углубление на внешнем торце пальца.
- Установить шатуны на место в их исходные отверстия, где их монтировали. Убедиться, что масляные карманы шатунов находятся в верхней позиции.
- Установить на место крышку подшипника шестерни. Крышка подшипника шестерни имеет внутри винты. Эти винты могут служить в качестве масляного уплотнения только в том случае, если колпак тщательно установлен по центру вала до затягивания винтов с головкой под ключ.
- Установить на место винты с головкой под ключ в крышке вала шестерни.
- Установить бугели на шатуны. Затяните гайки моментом до 65 фунт-фут. Несоответствие совпадений каждого бугеля и шатуна с их исходной сборкой может привести к преждевременному износу шатунов или вала.
- Установить прокладки на корпусах подшипников коленчатого вала.
- Установить корпус подшипников коленчатого вала с их исходными прокладками и затянуть винты с головкой под ключ.
- Требуется правильная регулировка осевого люфта в установленном коленчатом валу и подшипниках для предупреждения чрезмерного износа подшипников. Для коленчатого вала допускается осевое биение между минимумом 0,005 и максимум 0,006. Перед проверкой осевого люфта затяжка шатунов ослабляется, чтобы позволить свободное перемещение коленчатого вала.
- Переместить коленчатого вала полностью в одну сторону и поместить циферблатный индикатор на торец шестерни.
- Установить циферблатный индикатор на нуль и сдвинуть коленчатый вал на полное осевое перемещение. Сила для перемещения коленчатого вала должна быть достаточной для обеспечения смещения на весь осевой зазор, но не такой, чтобы пружинила стенка корпуса насоса.
- Если осевое биение не находится в интервале между 0,005 и 0,006, снять корпус подшипников коленчатого вала и отрегулировать прокладку. Прокладка должна равномерно распределяться между обоими концами вала.
- Установить на место магнитные сливные пробки в стенке корпуса насоса.
- Затянуть гайки шатунов до 65 фунт-фут.
- Установить на место винты с головкой под ключ, крышку и прокладки приводной части насоса.
- Залить в картер 3,7 литра чистого высокосортного масла SAE 30.
- Проверить насос рукой несколько раз, чтобы убедиться в правильном монтаже и регулировке деталей до установки насоса на его раме.
- Установить на место нагнетательную часть насоса.
К завершению нашей статьи хотим обратить Ваше внимание на то, что данные процедуры подходят практически ко всем насосам FMC, а не только к модели W1122.
Компания Дриллмастер является поставщиком буровых насосов и запчастей компании FMC, у нас вы можете заказать как новый насос, так и нужные Вам запчасти.